Руководство по созданию стандартных описаний электронных госуслуг
Опубликовал admin • Рубрики: Госуслуги
Задача описаний госуслуг — рассказывать посетителям региональных и муниципальных сайтов о федеральных госуслугах, которые можно получить на beta.gosuslugi.ru или через «Открытую платформу».
Структура описания услуги
Для описания услуги используется типовая структура:
- Название услуги на простом языке + маркер электронной услуги
- Жизненная ситуация, в которой услуга полезна
- Преимущество получения услуги в электронном виде
- Общий порядок получения услуги (без детализации)
- Принципиальный перечень необходимых документов (без детализации)
- Ограничения услуги
- Ссылка или кнопка-действие (При необходимости)
Название на простом языке
Название услуги должно быть сформулировано на бытовом языке, без технических терминов и канцеляризмов, вне зависимости от официального названия услуги. Задача названия — обратиться к читателю на понятном ему языке, а не передать суть услуги с максимальной точностью. В названии понятность важнее точности:
Нет: формально верно, но сложно | Да: формально неверно, но понятно |
Постановка на учет ТС Постановка на учет транспортных средств |
Постановка машины на учет |
Получение сведения о состоянии индивидуального пенсионного счета | Проверка пенсионного счета |
Получение права на управление ТС Получение прав на управление транспортным средством |
Получение водительских прав |
Если из-за упрощения были потеряны некоторые смысловые элементы, то их нужно объяснить в первом абзаце объяснения. Например, постановка на учет транспортного средства подразумевает не только машину, но и мотоциклы и другие ТС. Поэтому в первом абзаце пишем уточнение:
Если вы купили машину, мотоцикл или другое транспортное средство…
При этом в заголовке должна быть максимально простая формулировка на бытовом языке, а не формально точная всеобъемлющая конструкция.
После сутевого названия услуги через точку может быть добавлен маркер «Электронная госуслуга». Этот маркер нужен в ситуациях, когда услуга представлена наряду с другими услугами, в том числе неэлектронными.
Жизненная ситуация и преимущества
В первом абзаце после названия необходимо описать жизненную ситуацию, в которой потребуется услуга, и объяснить преимущества электронной услуги перед личным посещением ведомстав:
Если вы купили машину, мотоцикл или другое транспортное средство, его нужно поставить на учет в отделении ГИБДД и получить свидетельство о госрегистрации. Электронная госуслуга поможет легко подать документы на регистрацию.
Если вам исполнилось 20 или 45 лет, у вас испортился или потерялся паспорт, изменилось имя, личные данные или внешность, эта услуга для вас. С ее помощью вы легко подадите документы на новый паспорт и вас пригласят, чтобы его получить.
Если у вас родился ребенок и вы собираетесь отдавать его в детский садик, задумайтесь заранее о том, чтобы занять место. Для этого достаточно подать заявление на сайте госуслуг, и вам сообщат, когда очередь подойдет.
Объяснение жизненной ситуации можно начинать с фраз «Если» или «Когда», можно обращаться на «вы».
Нельзя писать «вы» с заглавной буквы. Нельзя использовать длинные перечисления случаев или ситуаций (более пяти). Если нужно перечислить много случаев, то они группируются:
Нет: формально верно, но слишком много | Да: сгруппировано |
У вас изменилось имя, фамилия, отчество, пол или внешность | У вас изменились личные данные или внешность |
В конце абзаца формулируется польза: что дает использование услуги. Допустимо писать о простой подаче документов, оформлении документов через интернет, помощи со стороны портала и любых других преимуществах.
Общий порядок получения услуги
Вторым абзацем приводится последовательность основных шагов. Шаги распределяются согласно физическим перемещениям пользователя. Если все действия совершаются в интернете за один подход, то эти действия включаются в один шаг. Если нужно что-то сделать в интернете и отдельно оплатить пошлину — два шага. Если внутри одного места или времени нужно сделать несколько действий, они не разделяются по шагам, а пишутся в одном шаге:
Как оформить паспорт гражданина:
- Заполняете электронное заявление на портале госуслуг
- Оплачиваете госпошлину
- Приносите оригиналы документов в отделение ФМС, отдаете их без очереди
- Вас приглашают в ФМС к определенному времени, чтобы забрать новый паспорт. Если время неудобное, его можно изменить
Приведенный текст должен давать общее представление о порядке оказания услуг, но не быть инструкцией к получению услуги. Подробная инструкция с детализацией всех документов прописана на портале госуслуг.
Перечень документов
После последовательности действий приведите принципиальный перечень документов. По перечню читатель должен составить общее впечатление о нужных документах, оценить сложность их сбора.
Действующий гражданский паспорт в перечне документов не указываем.
Если есть несколько взаимозаменяемых документов, которые выполняют одну и ту же функцию — пишем о функции, а не перечисляем конкретные документы. Например, «документ, подтверждеющий ваше право на машину».
Необязательные документы объединяем в общи пункт, согласно их функции. Например, «любые другие документы, отметки из которых потребуются в новом паспорте».
Вам потребуется старый паспорт (или справка из полиции) и любые документы, отметки из которых должны стоять в новом паспорте: военный билет, свидетельства о рождении детей и т. д.
Общее правило — описание услуги должно давать общее представление о смысле услуги и процессе получения, а не перечислять все возможные условия и случаи. Человек должен понять ситуацию в целом, а не все ее тонкости и нюансы. Инструкция к услуге и все формальные условия будут перечислены на портале госуслуг.
Ограничения
Если услуга доступна определенному сегменту пользователей или ограничена территориально, или есть какие-то другие ограничивающие факторы, напишите об этом в конце:
Услуга доступна пользователям портала, которые подтвердили личность в центре регистрации, по почте или с помощью электронной подписи.
Услуга недоступна жителям Москвы и Крыма.
Услуга доступна только жителям Новосибирска.
Услуга доступна только водителям, ранее получавшим права через портал госуслуг.
Дополнительно: ссылки
При необходимости в конце описания можно поставить ссылку на портал. Возможны несколько форматов.
Простой текст (для описаний, которые не поддерживают HTML)
Подробнее на портале госуслуг: https://beta.gosuslugi.ru/10042/1
Ссылка с HTML
Подробнее на портале госуслуг →
Кнопка
[Получить на госуслугах…]
Предпочтительно, чтобы ссылки или кнопки были встроены в интерфейс сайта-партнера и были оформлены в соответствии с визуальным стилем госуслуг.
Без коммент. • 28 февраля, 2017
Рубрики
- «Все для победы!»
- Администрация села
- Бюджет для граждан
- ГО и ЧС
- Госуслуги
- Документы
- Закупки
- Кадастровая палата по Астраханской области
- КУМИ Приволжского района
- МБУК "Бахэт"
- Местные налоги
- Невостребованные земельные доли
- О селе
- Объявления
- Поддержка предпринимательства
- Правила благоустройства территории
- Проверки
- Прокуратура
- Противодействие коррупции
- Работа с персональными данными
- Реестр муниципального имущества
- Росреестр
- Список участников Великой Отечественной войны
- Управление ПФ РФ в Приволжском районе
- Управление ФНС
- Экологическая информация
- Электронный бюджет
Электронный бюджет
- Общая информация о бюджетной системе и бюджетном устройстве
- Информация о бюджетном законодательстве Российской федерации
- Информация о бюджетной классификации Российской Федерации
- Информация о бюджетном процессе
- Информация о правилах и процедурах составления, утверждения, исполнения бюджетов и кассового обслуживания
- Информация о составлении, внешней проверке, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
- Информация о расходах бюджета
- Информация о доходах бюджета
- Информация о сбалансированности бюджетов
- Информация о государственном (муниципальном) финансовом контроле
- Противодействие коррупции